Маринеско Александр Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 11617
Копия рубки ПЛ «С-13» в Нижнем Новгороде
Мемориальная доска в Санкт-Петербурге
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Кронштадте
Памятник в Одессе (фигура Героя)
Памятник в Одессе (надпись на постаменте)
Вывеска Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Кронштадте
Мемориальная доска в Одессе (школа)
Маринеско Александр Иванович – командир Краснознамённой подводной лодки (ПЛ) «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга.
Родился 2 (15) января 1913 года в городе Одесса Херсонской губернии (ныне – Украины). Украинец.
Окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1-го класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».
30 октября 1933 года по путёвке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был призван на Рабоче-Крестьянский Красный Флот и направлен в штурманские классы Специальных курсов командного состава РККФ, после окончания которых его назначили командиром БЧ-1 (штурманская боевая часть) на подводной лодке «Щ-306» («Пикша») Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1936 года с введением персональных воинских званий А. И. Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 года – старшего лейтенанта. В 1937 году внезапно был уволен с флота, но через две недели восстановлен. Окончил курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова в 1938 году. С ноября 1938 года – помощник командира подводной лодки «Л-1» Балтийского флота. С мая 1939 года – командир ПЛ «М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 года занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.
В первые дни Великой Отечественной войны подлодка «М-96» под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, выходила на боевые позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Командир запил, дисциплина в экипаже упала, политико-воспитательная работа заглохла. В очередном боевом походе 14 августа 1942 года, согласно докладу Маринеско, лодка потопила транспорт противника «Хелене» водоизмещением 7000 тонн (фактически была безрезультатно атакована немецкая плавбатарея). Но, возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивалось топливо и патроны регенерации), Маринеско не предупредил наши дозоры, а при всплытии не поднял Военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и А. И. Маринеско наградили орденом Ленина.
В конце 1942 года А. И. Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б) (в октябре 1941 года был исключён) и через несколько месяцев – в члены ВКП(б), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко всё же отметил, что его подчиненный «на берегу склонен к частым выпивкам». Всего на «М-96» в 1941–1943 А. И. Маринеско совершил 3 боевых похода, побед не имел.
В апреле 1943 года А. И. Маринеско назначен командиром ПЛ «С-13». На этой лодке он прослужил до сентября 1945 года, выполнив 3 боевых похода. В первом из них, в октябре 1944 года он, по собственному докладу, потопил вооружённый транспорт «Зигфрид» (атака четырьмя торпедами не удалась, но Маринеско всё же догнал противника и потопил его артиллерией). Фактически целью атаки оказался небольшой траулер, который оказался только повреждён и был отбуксирован противником в порт.
С 9 января по 15 февраля 1945 года А. И. Маринеско находился в своем пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника – «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен».
Перед этим походом командующий Краснознамённым Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (задержался на двое суток из увольнения в финском порту Турку из-за пьянки), но исполнение этого решения задержал, дав ему возможность искупить вину в боевом походе.
30 января 1945 года «С-13» атаковал и отправил на дно лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось около 2000 гитлеровцев и 9000 гражданских беженцев. Немецким Военно-морским силам был нанесён серьёзный урон, так как, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2–5, 7–11, ФРГ), с кораблём погибли 406 подводников. По мнению командира дивизиона капитана 1-го ранга Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подлодок среднего тоннажа (что было очень большим преувеличением). Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а Маринеско – «подводником №1».
10 февраля 1945 года последовала новая победа – на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте «С-13» потопила транспорт «Генерал фон Штойбен» (по докладу Маринеско – лёгкий крейсер «Эмден»), на борту которого пытались эвакуироваться около 3000 солдат и офицеров противника.
Командиру «С-13» не только простили прежние прегрешения, но и представили его 20 февраля 1945 года к званию Героя Советского Союза. Однако «Золотую Звезду» в штабе флота заменили орденом Красного Знамени.
Шестой боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1-го ранга Л. А. Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог...». Однако от атаковавших его подводных лодок и самолётов Маринеско всё время умело уклонялся.
После Победы проблемы командира с дисциплиной значительно обострились. Дважды на него накладывали партийные взыскания, но обещания исправиться Маринеско не сдерживал. В результате 14 сентября 1945 года вышел приказ №01979 наркома ВМФ адмирала флота Н. Г. Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3-го ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение Военного совета этого же флота» (в 1960 году приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность А. И. Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию).
С 18 октября по 20 ноября 1945 года А. И. Маринеско был командиром тральщика «Т-34» 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу Народного комиссара ВМФ СССР старший лейтенант А. И. Маринеско уволен в запас.
Из 6 боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, 4 были безуспешными. Выполнил 5 торпедных атак, из 4 заявленных побед фактически были одержаны только две, но он – первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету 2 потопленных транспорта массой в 42 557 брутто-регистровых тонн.
После войны в 1946–1949 годах А. И. Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства «Сева» и «Ялта», списан на берег по ухудшению здоровья. В 1949–1950 годах работал заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови по административно-хозяйственной части, но был осуждён 14 декабря 1949 года на три года лишения свободы по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) и Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Маринеско вменили в вину хищение торфяных брикетов, присвоение принадлежащей институту кровати стоимостью 543 рубля и три прогула без уважительных причин, допущенные в ноябре 1949 года.
Наказание отбывал на рыбопромыслах в Находке (Приморский край), а с 8 февраля по 10 октября 1951 года – в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя (Хабаровский край).
10 октября 1951 года Маринеско досрочно освобождён из мест лишения свободы, а на основании акта амнистии от 27 марта 1953 года судимость с него была снята. Через 25 лет, постановлением президиума Ленинградского городского суда от 27 апреля 1988 года, приговор народного суда 2-го участка Смольнинского района города Ленинграда от 14 декабря 1949 года и определение судебной коллегии Ленинградского городского суда от 29 декабря 1949 года были отменены и дело в отношении А. И. Маринеско прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
После освобождения в 1951–1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».
Жил в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Скончался после тяжёлой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Маринеско Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Капитан 3-го ранга (23.11.1942, понижен до старшего лейтенанта 14.09.1945, восстановлен в звании в 1960).
Награждён 2 орденами Ленина (03.09.1942; 05.05.1990), 2 орденами Красного Знамени (21.11.1944; 13.03.1945), медалями «3а боевые заслуги» (03.11.1944), «3а оборону Ленинграда» (22.12.1942), другими медалями.
Памятники А. И. Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте, Одессе, Санкт-Петербурге; мемориальные доски – в Одессе на здании мореходного училища и на здании школы школы №105, в Кронштадте и Санкт-Петербурге на домах, в которых он жил. Именем Маринеско названы Одесское мореходное училище, улица в Санкт-Петербурге, набережная в Калининграде. Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза бригады подводных лодок Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в Кронштадте. Ему посвящён фильм «О возвращении забыть». В Центральном музее Вооружённых Сил РФ экспонируется флаг подводной лодки «C-13».
Биографию подготовил:
Военные моряки – герои подводных глубин (1938-2005). – Кронштадт, 2006.
Геманов В.С. Подвиг «С-13». Калининград, 1976.
Доценко В.Д. Мифы и легенды Российского флота. Изд. 2-е. - СПб.: 2000
Звягинцев В.Е. Трибунал для героев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005
Кавалеры ордена Славы трёх степеней: крат. биогр. слов. – Москва, 2000.
Крон А.А. «Капитан дальнего плавания». – М., 1983.
Кузьмина М.А. Я помню тот Ванинский порт…. - Комсомольск-на-Амуре, 2001.
Петров В. Действия подводной лодки «С-13» в январе-феврале 1945//Воен.-ист. журн. 1975. №5. С. 53-55
Платонов А.В., Лурье В.М. Командиры советских подводных лодок 1941-1945. Спб., 1999.